Как проходит работа с детским психологом?
На первичном приеме специалист выслушает и опросит родителей ребенка, ознакомится с жалобами, выяснит анамнез и историю болезни. Психолог обязательно задаст подробные вопросы о течении беременности матери, обстоятельствах рождения малыша, особенностях его развития, перенесенных заболеваниях. Также специалист поинтересуется атмосферой и обстановкой в семье, расспросит о взаимоотношениях ребенка с другими родственниками, педагогами, сверстниками.
После опроса психолог попросит взрослых покинуть кабинет. С этого момента вся работа будет вестись исключительно с ребенком. Родители не будут присутствовать на сеансах, чтобы не смущать ребенка и не оказывать влияние на его ответы.
На первом этапе доктор выяснит у ребенка, что его беспокоит, а также проведет психологическую диагностику с использованием специальных тестов и шкал. Это необходимо для выявления истинных предпосылок нынешних проблем.
Проанализировав полученную информацию, специалист позовет в кабинет родителей и предложит им несколько вариантов исправления ситуации. Это именно предложение: психолог не имеет права настаивать на продолжении сеансов, даже если считает, что они необходимы. Решение о продолжении терапии принимают родители.
Главной задачей психолога является налаживание контакта с пациентом, установление с ним открытых и доверительных отношений. В работе с детьми и подростками, в силу специфики их психологии, есть много сложностей. Маленький ребенок часто не осознает проблемы или не может рассказать, что его беспокоит, а подростки склонны отрицать свои переживания и закрываться. Вот почему очень важно найти квалифицированного психолога, имеющего опыт в работе с детьми и подростками и обладающего необходимыми знаниями.
Какие методики использует в работе детский психолог?
- игровая терапия – разновидность арт-терапии, метод психотерапевтического воздействия на ребенка с помощью игры. Используется для коррекции поведенческих нарушений, в процессе реабилитации после травмирующего события (насилие, болезнь, утрата близкого родственника и др.). Помогает в борьбе со страхами, фобиями и тревожностью, используется в терапии нервного заикания и тика, задержек развития речи или психики. Хорошее воздействие оказывает на застенчивых и замкнутых детей.
- драматерапия – направление арт-терапии, в котором используется разыгрывание сценок и сюжетов для разбора проблемных ситуаций, внутренних и внешних конфликтов. Способствует релаксации, развитию коммуникативных навыков и самоконтроля. Помогает при нарушениях поведения, при застенчивости, при сниженной самооценке и неуверенности в себе.
- куклотерапия – коррекция поведения и мышления посредством кукольного театра. Используется для преодоления адаптивных периодов (например, при переезде или переводе в другое учебное заведение). Работа с куклами развивает воображение, память и коммуникативные навыки, учит правильному поведению в конфликтных ситуациях, снимает эмоциональное напряжение.
- песочная терапия – игра с песком, способствующая расслаблению, снятию внутренних блоков и барьеров, определению истинных причин беспокойства ребенка. Используется для развития и укрепления памяти и интеллекта, а также при задержках или нарушениях речевого развития.
- беседа с ребенком с использованием специальных психологических приемов и техник. Позволяет выявить причины сложившейся неудовлетворительной ситуации.
- психогимнастика – психотерапевтическая методика, использующая движение в качестве средства коммуникации. Применение этой методики позволяет ребенку выразить свои эмоции с помощью разного рода жестов и мимики. Метод используется при коммуникационных проблемах, застенчивости, замкнутости.
- психолингвистическая коррекция – комплекс техник и методик, направленных на корректировку и компенсацию нарушенных функций головного мозга. Этот метод полезен при задержке речевого или интеллектуального развития, плохой успеваемости, проблемах с усвоением или запоминанием учебного материала.
В число методик, применяемых детскими психологами, входит также рассказывание сказок, притч и поучительных историй, арт-терапия (живопись, лепка и др.), обучение техникам релаксации и преодоления тревожности.
Работа психолога с подростками
С подростком психолог работает иначе, чем с ребенком дошкольного возраста или младшим школьником. При работе с подростком главная цель специалиста – установление открытых, основанных на доверии и взаимном уважении, отношений с клиентом. Очень важно, чтобы подросток поверил в анонимность беседы, в то, что специалист не передаст его слова родителям. Психолог действительно не имеет права посвящать родителей в детали беседы с клиентом. Это чревато утратой доверия со стороны подростка, восстановить которое будет очень сложно.
В работе с подростками используются следующие психотерапевтические методики:
- когнитивно-поведенческая терапия, цель которой заключается в обучении клиента рациональному и адаптивному поведению в противовес стереотипным реакциям на затруднительные ситуации.
- психоанализ – методика, направленная на выяснение истинных причин неудовлетворительной ситуации, анализ прошлого опыта и взаимосвязи между прошлым и настоящим, понимание причинно-следственных связей.